«Знакомьтесь – музей!»
Обзорная экскурсия по залам музея. Её цель – знакомство с музеем как учреждением, которое хранит и показывает ценности культуры. Учащиеся узнают о том, как появились музеи, что значит само это слово. Музейный педагог расскажет также о первых музеях страны и республики. Дети познакомятся с правилами поведения в данном культурном учреждении.
С помощью творческого задания школьники закрепляют новые музейные слова: экспонат, экскурсант, коллекционер, меценат.
5–11 классы:
«Университеты М. Горького»
Экскурсия проходит в экспозиции музея, знакомит с казанским и красновидовским периодом жизни и творчества А. М. Горького.
«Русское жилище»(1–4 классы)
Знакомит с разными видами жилища: землянкой, избой, хоромами, теремом, палатой. Рассказ ведётся по сказке «О рыбаке и рыбке» в сопровождении мультимедийного показа. Школьники закрепляют полученный материал при помощи викторины.
«Семья как Родина» (7–11 классы)
О том, как строили и освящали жизнь наши прадеды. Как умели они держать лад в доме, какими чудесными радостями были наполнены дни их семейной жизни, протекающей в русле родных традиций, связанных с неизменным круговым движением праздников и будней. Во время творческого задания школьники рассказывают, какие традиции соблюдаются в их семье.
«Цена ему – жизнь» (6–9 классы)
Знакомит школьников с заповедями русского народа о хлебе. Показывает, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека. Занятие воспитывает бережное отношение к хлебу. В практической части лекции учащиеся знакомятся с крестьянской утварью (квашнёй, хлебными чашами, лопатой, хлебницами), с помощью которой в старину пекли хлеб в крестьянских семьях.
«Тайны дерева» (5–9 классы)
О мастерстве умельцев резьбы и росписи по дереву. Демонстрируются экспонаты из фондов музея – деревянные изделия, украшенные резьбой и росписью.
«Матушка-печка» (6–9 классы)
Заботливая Хозяюшка расскажет о значении русской печи в крестьянской избе: какую часть избы отводили под печь, как правильно её топить, как готовили в печи и многое другое. Школьники узнают, что такое бабий кут, познакомятся с печной утварью, смогут поорудовать ухватом и кочергой.
«Рождественская ёлка» (1–6 классы)
Школьники заранее готовятся к празднику. Из папье-маше, цветной бумаги, солёного теста изготавливают рождественские игрушки, которыми украшают ёлку. Театрализованное представление с любимыми сказочными персонажами проходит в традициях празднования Рождества. Дети исполняют колядки, русские народные песни, участвуют в конкурсах и потехах.
«День музея – наш праздник» (1–11 классы)
Школьники участвуют в празднике, посвящённому Международному дню музеев. Активные участники музейных мероприятий награждаются грамотами и призами.
«Узорный плат» (6–8 классы)
Участники театрализованного представления ярко расскажут об истории платка, о связанных с ним традициях, о своеобразной летописи жизни этого головного убора, которые нашли отражение в произведениях поэтов и художников. На мероприятии прозвучат песни, коллектив девочек покажет танец с платком. Пройдёт демонстрация платков из фондов музея. Все участники смогут посостязаться в конкурсах и играх.
«Деревенские посиделки» (7–11 классы)
Участники театрализованного представления покажут, как раньше в сёлах девушки собирались на весёлые посиделки: рукодельничали под пение любимых песен. В гости к ним приходили парни с гостинцами. Начиналась потеха, на которой звучали озорные частушки, шумел перепляс, игры, забавы.
«Ехали на ярмарку» (5–7 классы)
Представление о народных промыслах Центральной России – хохломской и городецкой росписи, гжеле, дымковской игрушке. Показ изделий народного творчества сопровождается театрализованным представлением.
«Сказка о том, как Иван царство горохово спасал» (1–4 классы)
Кукольная сказка для детей об экологии. Её персонажи учат бережному отношению к природе, любви к родному краю. Сказка сопровождается песнями и стихами о Родине в исполнении школьников.